Электрический дирижер: Риккардо Мути возвращается в Нью-Йорк с захватывающим оркестровым «Отелло»

  • 15-02-2021
  • комментариев

Здесь у него плохая кровь. После ухаживания в 2000 году, а затем снова несколько раз в течение следующих восьми лет, он отказался от должности музыкального директора Нью-Йоркского филармонического оркестра, хотя он оставался частым и любимым приглашенным дирижером, одним из тех гостей, чьи отзывы, как правило, были лучше, чем у собственных директоров оркестра. Он сказал, что не хочет приехать в Нью-Йорк, потому что не хочет постоянного выступления, но оказалось, что он просто не хочет этого постоянного выступления: в 2008 году он неожиданно согласился дать над Чикагским симфоническим оркестром, и начал там прошлой осенью.

Так что вокруг его первой поездки в Нью-Йорк со своим новым ансамблем на три концертных зала в Карнеги-холле на прошлых выходных возникло ощутимое напряжение. Включит ли он оперу, которая легла в основу его репутации? Да, это оказалось, но более того, опера была бы «Отелло» Верди, масштабным произведением, которое Джеймс Левин провел в Метрополитен-опера больше, чем любая другая пьеса.

Привозя Чикаго в Нью-Йорк вместе с ним. Отелло, г-н Мути делал заявление, предъявляя претензии. Но любые мысли о политике и стратегии были сметены мощью захватывающего и неприятного выступления в пятницу. Несмотря на то, что это была неустановленная концертная постановка, она была ослепительно яркой; когда тенор и сопрано, поющие Отелло и Дездемона, встали в унисон (на своих музыкальных стойках, в вечерних нарядах) для финальной битвы, это вызвало дрожь. Безудержная энергия оперы, то, как она сверхъестественным образом воссоздает неослабевающее стремление пьесы Шекспира к разрушению, никогда не ощущалась такой мощной.

Это было шоу оркестра. Г-н Мути известен своей преданностью букве партитуры, которую некоторые люди критиковали как чрезмерно привередливую, но было, как неизменно отмечают его критики, ощущение, что вся грязь десятилетий небрежного Отеллоса чудесным образом стерта. Спектакль раскрыл моменты и целые музыкальные направления, которые обычно теряются в попытках плотной оркестровки Верди. Г-н Мути привнес прозрачность в эти массивные текстуры - казалось, вы слышите каждый инструмент, - но сила и чистая громкость были ошеломляющими.

Одновременно усиленное и урезанное, исполнение было безжалостным. Первый акт был одной долгой, яростной конвульсией, изнуряющей и эффективной, если не считать скупости расслабления заключительного любовного дуэта. Г-н Мути безжалостно управлял темпом дуэта, давая понять, что в его видении оперы нет передышки. (Это подход, который иногда сводится к жесткости.) Соответственно, учитывая эту концепцию, игроки казались неутомимыми. Сияла по праву знаменитая чикагская латунь. Струны были одновременно теплыми и острыми, с потрясающим красноречием виолончелей. Резидентный припев оркестра был идеально сфокусированным и ясным.

Были моменты, которые были почти слишком яркими, в которых г-н Мути и оркестр, казалось, были так сосредоточены на вашем лице - с дикой партией скрипки, неожиданное соло на флейте - отдельные эффекты затмили драму. Но честность и естественность фраз г-на Мути всегда возвращалась, принося с собой правильную перспективу.

Оркестр был настолько эффективен, что временами казалось, что он вытесняет певцов. В роли Яго Карло Гуэлфи был грубым и немного вспыльчивым, без медленно горящей угрозы его оркестрового сопровождения. Его великое «Credo» было бы таким же устрашающим, застольная песня в первом акте - зловеще-веселой, если бы он вообще не пел: вы получили весь характер из игры.

Красимира Стоянова была зрелая, осторожная Дездемона, которая становилась все убедительнее по мере развития оперы. В любовном дуэте она казалась странно рассеянной - мистер. Точность Мути затрудняла проявление теплоты и индивидуальности, но она оказала глубокое влияние в ее четвертом акте «Willow Song» и «Ave Maria».

В мире, где особенно мало великого Отеллоса, восходящий тенор Александр Антоненко подает большие надежды в этой роли, возвещая публичные прокламации первого акта и привнося трогательную простоту в финальный монолог. Единственным реальным доказательством того, что он объявил о недомогании по поводу желудочного заболевания, было некоторое напряжение голоса в сложной последовательности, завершающей действие II.

Отелло, несомненно, был тем событием, которое г-н Мути хотел, чтобы это произошло, и если певцы вряд ли были классическими, что лишь удерживало внимание на подиуме. Там один из великих дирижеров нашего времени делал работу, с которой можно было поспорить и удивляться, работа, которая заставляла надеяться, что он и его новый оркестр вернутся раньше и часто вселяют страх в сердца музыкантов Нью-Йорка, которым приходится соответствуют их примеру.

editorial@observer.com

комментариев

Добавить комментарий