
Французский писатель Мишель Данино просматривает груды информации, чтобы найти давно потерянную могучую реку Сарасвати
Отсутствие реки Сарасвати среди священных рек Индии долгое время было источником предположений. В сангаме в Праяге (Аллахабад) она, как предполагается, образует третью часть тривени, ее подземный поток переплетается с видимыми водами Ганги и Ямуны. Но когда эта река, столь ярко описанная в Ведах, исчезла из поля зрения и почему?
Книга Мишеля Данино о Сарасвати уводит нас от Индо-Гангской равнины и направляет наше внимание на то, что сегодня является Харьяной. и Раджастхан. Примерно 4000 лет назад именно этот засушливый регион орошала Сарасвати, могучая река, которая текла из Гималаев в Аравийское море на расстоянии 1500 километров. Веды были составлены людьми, живущими на его травянистых берегах, для которых река была также богиней речи и знаний.
Я никогда не интересовался древней индийской историей и археологией. Но меня сразу же очаровала мысль, что современная Харьяна, не совсем известная ни наукой, ни поэзией, является источником священных индуистских гимнов. Даже если все это было 4000 лет назад. Еще больше меня заинтриговала мысль о том, что этот похожий на пустыню регион когда-то был богат плодородием и густо населен. А потом Сарасвати исчезла, оставив свою широкую постель. Три тысячи лет спустя тот же высохший водоток обеспечил удобный путь на субконтинент для Махмуда из Газни, а затем и для Ибн Баттуты и Тимура. Британцы следили за проходом, руководствуясь теми же военными мотивами, что и Махмуд и Тимур, но ориентировались в противоположном направлении: войска могли быстро двигаться из Дели в Синд, «верблюды могут маршировать по нему по пятьдесят в ряд с каждой стороны колонны войск». / p>
От главной реки до военного пути через пустыню - чем объясняется кончина Сарасвати? Данино ловко перемещается между древними религиозными текстами, исследованиями ранних колониальных географов и недавними открытиями, которые опираются на более сложные методы, чтобы триангулировать меняющиеся контуры этого ландшафта. Он показывает, как Сарасвати когда-то питалась водами Сатледжа и Ямуны, и как геологические изменения отодвинули эти притоки прочь - «двойное дезертирство», которое медленно заморило реку голодом. Следы этой некогда могучей реки до сих пор остаются в том, что сейчас является сезонным потоком Гаггар-Хакра.
Повествование Данино является частично детективным выводом: он спотыкается вместе с британскими исследователями и немецкими индологами, ломая голову над фактами. которые не сходятся - и частично это научная аргументация, взявшая на себя Ирфана Хабиба и других историков с едкими полемическими позерами. Его стиль оживляет мистические академические дебаты: он принимает чью-то сторону, предлагая, как фрагменты прошлого должны быть сшиты вместе, чтобы создать целую ткань. В области, разочаровывающе полной фактических неопределенностей, Данино мастерски применяет свою стратегию осторожных догадок, постепенно создавая убедительную историю.
Первое свидетельство из Священных Писаний: самый древний индийский текст, Риг Веда с точностью описывает великий Сарасвати и его окрестности. Последующие ведические писания - Махабхарата, Брахманы и Пураны - подтверждают это описание и далее упоминают разрушение и спад реки. Затем следуют свидетельства британских географов XIX века, которые соотносят санскритские тексты со своими эмпирическими открытиями. В следующем столетии появляются археологические свидетельства: раскопки показывают большое количество поселений вдоль русла реки, восходящих к цивилизации долины Инда. Из них сегодня наиболее известен Калибанган. Изменения в схеме распределения этих мест позволяют предположить, что Сарасвати начала сокращаться 5000 лет назад, а к 1900 году до нашей эры большая часть его центрального бассейна стала сухой. Но если Сарасвати умерла в период долины Инда, как ее можно было описать и прославить в Ведах, которые, по мнению Макса Мюллера, были составлены «ариями», поселившимися в регионе после 1400 г. до н. Э. - через четыре столетия после того, как он высох. ? Почему Ригведа называет давно мертвый поток «могучим», «стремительным» и «лучшей из рек»? Чтобы узнать это, прочтите «Затерянную реку».
комментариев